Портрет пропорции научиться

 

Особенности портрета и получение необходимых навыков в правильном построении пропорций портрета.
Познания в построении художником правильных пропорций лица человека нигде усиленно не обучают или обучают посредственно в учебных заведениях для художников, не требуя строгих пропорций в портрете, то есть, такого нет, нарисовал не похожий портрет, садысь дыва ):. Упор в основном идет на построение объема модели, световых, теневых, цветовых оттенков, построение композиции, последовательность наложения красок и т. д. Да и сам срок обучения не позволяет полностью понять это, так как процесс освоения в познании правильного построения пропорций лица человека довольно таки длительный и сложный.

 

Чтобы понять особенности портрета его потайные тонкости, как правило, необходимо хотя бы каждый день рисовать с натуры по 2-3 портрета. Если этим заниматься самостоятельно, например в домашних условиях начинающий художник пожелавший рисовать с натуры кого либо, через не продолжительный период времени может просто забросить свои страстные начинания в овладении рисования портретов. Ну скажем найдутся несколько человек, ваших родственников, друзей по работе и т. д. пожелавших

попозировать начинающему художнику пару, троечку раз и все, потом их не заставишь ): В таких случаях вся страсть к рисованию и познанию освоения грамотной работы в построении правильных пропорций постепенно угасает. А начинающему художнику очень хочется хорошо рисовать портреты, для этого нужна многолетняя практика рисования с натуры нескольких тысяч портретов в лучшем случае десятков тысяч. Точные пропорции это необходимое свойство для художника работающего на заказ.

 

Какой же здесь есть выход? Выход конечно есть, самое простое решение это рисовать портреты на улице, другого еще ничего никто не придумал, то есть стать уличным художником. Это такой, эдакий Клондайк в постижении работы с натурными портретами.

 

Кому то покажется это не простым решением выйти на улицу и пускаться во все тяжкие, рисовать еще не совсем с хорошим сходством портретики, с надеждой еще и немного заработать на этом поприще, то есть двойная выгода. Как у вас с нервной системой? Готовы вы выслушивать различные комментарии в том числе и отрицательные, душераздирающие восклики от нетрезвых и неуравновешенных людей в ваш адрес?. Вы начинающий портретист и не все понимают, что на данный момент вы только на пути оттачивания вашего мастерства.

 

Рисование портретов на улице можно назвать даже экстремальным видом работы, художнику приходится рисовать в разных погодных условиях, работе мешает ветер, иногда дождь, прохладная, влажная погода летом не говоря о зиме. На практике зимой художники могут рисовать портрет с натуры в перчатках в 30 градусный мороз, самое главное находятся желающие позировать. В такие моменты только самые отчаянные художники, не смотря ни на что, остаются верны своему выбранному пути и упорно продолжают развивать себя день за днем. И поверьте если у вас имеются с рождения зачатки к рисованию, чуточку таланта, у вас все получится, просто надо набраться терпения.

 


 

Так как же познать правильные пропорции в портрете?

 

Как научиться рисовать портрет с хорошим сходством? Лица у людей разные, определенного лекала для этого не существует в этом вся и трудность, лицо каждого человека уникально. Методов построения пропорций очень много, одним художникам нравятся одни методы, другим другие, что то может быть удобно одному мастеру, неудобно другому.

 

Необходимо выйти на тот путь, который вам более выгоден и где вы чувствуете вашу силу в полной мере, понимая с чего начать и чем закончить, не смотря на то, что возможно обучали вас совсем другому методу, который на практике и не пригодился. Самое главное это хороший результат в пропорциях, который необходимо чувствовать до штриховки портрета. Если вы прикидываете пропорции карандашом или углем необходимо учитывать затаенные особенности портрета, дальнейшее штриховку объема теневых и световых оттенков лица. Даже если вы ошиблись при построении в дальнейшем у вас может быть шанс исправить.

 

После придания объема лица многое может измениться в сходстве и в процессе работы теневые и световые оттенки вам могут раскрыть многие недочеты пропорций, которые в следующем портрете вы возможно обязательно учтете. На практике методы учитывания прошлых ошибок не всегда срабатывает быстро, некоторые художники часто в каждой работе наступают на одни и те же грабли, забывая прошлые недочеты и ошибки, то есть сталкиваются с теми же ошибками в каждом портрете, которые надо учитывать, в этом вся суть развития грамотного построения пропорций.

 

ОбразецЕсть лица худощавые, есть полные, вытянутые и приплюснутые. Овал лица это тоже не совсем простая Пропорции глаз человека деталь от правильных пропорций овала многое зависит, очень разнообразны и обманчивы очертания подбородков, лоб человека тоже разный, как по высоте так и по ширине.

 

Большую роль в портрете имеют пропорции глаз человека, глаза это выражение души человека, глаза есть большие и маленькие, узкие , женские и мужские могут значительно отличаться. Носы также есть длинные и короткие, огромные, красивые и не очень. Губы пухлые, средние и узкие, есть веселые и несколько грустноватые. Губы, также могут отражать настроение человека,Пропорции зубов поэтому это тоже не совсем простая деталь, к которой необходимо относиться внимательно.

 

Очень сложная деталь в портрете это зубы, особенно заметно, когда человек улыбается. От правильной передачи пропорций зубов и их теневой проработки многое зависит, если вы нарисуете зубы неказисто этим можно испортить портрет, внешний вид лица, не смотря на то, что все остальное более или менее правильно подмечено. При рисовании и нахождении правильных пропорций в портрете необходимо учитывать сотни нюансов, за короткий промежуток времени трудно все это понять, поэтому надо продолжительное время.

 

В каждом следующем портрете вы будете открывать для себя что то новое и неизведанное. Зацепитесь за определенные участки лица, возьмите это за некое расстояние и от него отталкиваетесь. Например длина глаза, промежуток между глаз, ширина и высота носа, высота от подбородка до кончика носа и от кончика носа до бровей. Прочувствуете соотношение сразу двух зрачков глаз и кончика носа, вы увидите некий треугольник, когда вы набрасываете эти детали следите, чтобы этот треугольник совпадал с нарисованным вашим. Таких треугольников, трапеций вы найдете много в лице человека, самое главное соблюдать всю эту "геометрию" как можно вернее.

 

Развивайте ваш глазомер даже тогда когда вы не рисуете с натуры, пусть это будет вашей некой зарядкой. Научитесь сравнивать высоту и ширину разных деталей относительно с рядом стоящими предметами. Вы находитесь среди людей например в метро, наблюдайте за их лицами, приглядитесь к ширине крыльев носа относительно глаза, промежутка между глаз, найдите ваш треугольник, трапецию и т. д.

 

Портреты видеоПоиграйтесь с разными портретными фотографиями, попробуйте порисовать портрет по фотографии разделите ширину лица на ширину носа, обратите внимание на промежуток между глаз. С помощью линейки по замеряйте всякие расстояния деталей лица на разных фотографиях, возможно вы найдете некие закономерности.

 

Например расстояние от низа подбородка до носа приблизительно равно расстоянию от этой точки до бровей, но это не у всех людей, часто бывают исключения. Некоторые закономерности вы найдете относительно ширины глаза относительно промежутка между глаз. Но все эти стереотипы расстояний деталей лица сойдут на нет, если вы рисуете портрет человека позирующий вам с поворотом в три четверти, с несколько опущенным или приподнятым лицом, поэтому не всегда надейтесь на закономерности, лучше развивайте глазомер, учитесь сравнивать ширину и высоту относительно других деталей лица.

 

Все закругленные детали лица имеют обманчивое свойство, где можно легко ошибиться с расстояниями высоты и ширины, без многолетней практики здесь не обойтись. Процесс освоения длительный но если вы вольетесь в него вы и не заметите как пробежит время, например 3-5 лет, этот будет первым этапом, где вы прочувствуете свои первые успехи. Портреты на заказ для вас уже привычное дело, у вас уже более твердая рука, несколько более отточенные действия, понимаете толк в работе, как вам кажется и запросто можете нарисовать в течении дня с десяток портретов.

 

Вы умеете общаться с людьми, среди которых есть и иностранцы, вы вежливо перекидываетесь английскими словечками относящимися к вашей работе. Некоторые познания общения на английском могут послужить вам определенную пользу, кто немного знает английский больше работает, кто больше работает быстрее развивается.

 

Пятилетний стаж уличной работы дал вам некоторое понятие работы с натурным портретом, но все равно этот всего лишь первый этап. При всем вашем желании вы пока не достигли авторитетное звания мастера, пройдя 5 летнюю практику вы хотите достичь большего и не хотите остаться на том уровне, который уже достигли. В глубине души вы иногда чувствуете, что чего то вам не хватает в освоении портретной грамоты.

 

Рядом с вами бок о бок рисует более старший вас коллега, он на порядок вас выше по мастерству, его портреты отличаются от ваших большим сходством и проработкой объема. Наблюдая за его работой вы пытаетесь повторить, что либо подобное, но все равно не то, не тот класс и не тот уровень.

 

Вы не понимаете почему ему так легко дается а вам нет, хотя кажется, что вы делаете тоже самое, что и он. Дело тут может быть конечно в таланте вашего коллеги, который хорошо научился учитывать ошибки прошлых работ, его продолжительном стаже работы, который вы пока просто не достигли и талант ваш просто на начальном этапе, как ребенок, которого надо много воспитывать. Поэтому наберитесь терпения и продолжайте развивать себя дальше, как вы помните с выше написанного, процесс освоения рисования портретов очень продолжительный и вам предстоит еще многое познать.

 

 

Некоторые вопросы от начинающих

 

Игорь помогите мне разобраться с одной проблемой с которой я давно столкнулся рисуя портреты или пробуя их рисовать... Проблема в том, что рисуя портреты я в них вижу себя! Как избавится от этого дефекта и рисовать то что вижу правильно?

 

На начальных этапах я тоже не сразу понимал некоторые нюансы в пропорциях да и сегодня пытаюсь многое понять и не все всегда получается гладко, как хотелось бы. Сегодня смотря на мои портреты того времени я вижу многие свои ошибки, которые как я понял можно исправить только длительной практикой, стремлением и желанием рисовать портрет.

 

За время моей практики, как уличный художник я много видел подобное, среди массы художников 15-20 процентов, рисовали портреты с одним и тем же типом лица в портрете, то есть каждый портрет почти один в один похож на все предыдущие, соответственно сходство совсем мизерное. Если рассуждать, то можно предположить, что здесь какая то патология о которой сам художник просто не подозревает и ему кажется, что он все делает правильно и профессионально, у одних она довольно таки высокая, у других слабая и поддающаяся к некоторому исправлению в течении времени.

 

Определенный художник с подобным видением рисует портрет стереотипно, практически повторяя из за дня в день одинаковые образы, с минимальным сходством, заявляя всем окружающим"А я вас так вижу". Избавится от этого видимо  не просто, а порой и совсем невозможно, потому как например, в течении 25 лет моих наблюдений некоторые художники топчутся на одном месте, то есть никакого существенного прогресса.

 

На мой взгляд необходимо страстное желание к совершенствованию начинающего художника и  поддержка, так скажем хорошего мастера, который будет подсказывать ошибки и направлять в правильное русло. Процесс я думаю в любом случае будет длительный и не всегда положительный.

 

Если в течении нескольких лет вы не видите никакого прогресса в рисовании портрета, но вы любите рисовать, не расстраивайтесь в изобразительном искусстве много направлений, возможно вы будете хорошим пейзажистом или мастером в натюрморте. Например, среди знаменитых русских художников 19 века не все были хорошими портретистами, несмотря на это они писали прекрасные пейзажи и натюрморты.

 

 

Рейтинг@Mail.ru

Art-portrets

© I. Kazarin, 2006


Вверх