Портрет с натуры на Арбате

 

В перестроечное время Горбачевской оттепели, когда были сломаны различные барьеры запретов застойного, советского времени, и открылся дух некоторой свободы, и гласности. В это время многие свободные художники Москвы стали собираться на всем известной улице Арбат рисовать портреты с натуры для всех желающих. Вот здесь то техника сухая кисть, как раз и пригодилась, благодаря короткому времени исполнения, рисование портретов занимало около 1 часа а иногда и меньше, например портреты карандашом в подобной проработке по времени занимают не менее 2-3 часа а иногда и более, поэтому сухая кисть завоевала огромную популярность и признание.

 

В течении многих лет художники оттачивали, развивали эту технику, работали в самых экстремальных погодных условиях. Некоторые на начальных этапах рисовали портреты с натуры карандашом, углем или пастелью в последствии тоже перешли на более быструю и набиравшую популярность методику портрета, технику рисования портрета красками на бумаге сухая кисть.

 

Если считать, что портрет с натуры сухой кистью рисуется в среднем около часа, а портрет карандашом за это же время получается намного грубее, то есть за это время можно не успеть прорисовать все детали портрета карандашом. Исходя из этого популярность сухой кисти стало зависит от короткого времени работы над портретом, при его целостной законченности.

 

На Арбате всегда очень мало желающих подолгу позировать, час - полтора это максимум, а детей и вовсе надо умудриться рисовать еще быстрее примерно 30-50 минут, при том, что дети не сидят на месте, вертятся и все это порой в не очень комфортных погодных условиях, ветер, дождь, снег и т. д..

 

Методы рисования сухой кистью у каждого были разными, растирали в основном обычными кистями из щетины разной ширины, даже обычными широкими флейцами, некоторые мастера подбирали особенные, дорогие кисти, иногда использовались кисти из жесткой синтетики.

 

У каждого был свой уникальный метод работы с этой техникой, одни разбавляли масляную краску керосином, другие машинным маслом для хорошей растирки. Особо можно подчеркнуть о масляной краске которой рисуют, это черная краска Тиондиго, снятая с производства, поэтому очень дефицитная, но для портрета графики сухая кисть она приобрела огромную популярность, своим теплым, отчасти голубоватым оттенком, за неимением таковой многие коллеги использовали другие сорта черных масляных красок.

 

Бумага используется, как правило акварельная, так как, она имеет рельефную фактуру - отсюда и весь эффект сухой кисти, благодаря использованию акварельной бумаги

 


Мои старые фотографии Арбат 1990-е годы


Ах, Арбат, мой Арбат, ты моё призвание! - Дух стихов Окуджавы очень близок каждому Арбатскому художнику. Летнее время, на Арбате, как всегда найдется работа, особенно июль и август. В это время очень много гуляющей публики и гостей столицы, многие желают, чтобы их нарисовали.

 

В начале 90-х в Москву стали приезжать много иностранцев, особенно много было молодых Американских студентов, толпами разгуливающих по Арбату, стоит только найтись одному, двум изъявившим желание нарисовать свой портрет, и уже через минуту вся группа позирует. То там то здесь слышится - Вери гуд, вери найс!

 

Сегодня улица Арбат уже не та, что была в 90-х, со всеми ее прекрасами: художниками и музыкантами, поэтами и артистами различных жанров, к сожалению, статус культурной улицы уже утерян. Например, в Париже был, есть и всегда будет Монмартр, а в Москве был наш Арбат и все мы с умилением гордились этим. На данный момент Старый Арбат получил статус типичной торговой улицы, где люди от искусства уже, как бы, стали лишними и мастеров портретного жанра местные власти время от времени, под надуманными предлогами пытаются выжить с улицы, как чуждый элемент, мешающий их бизнесу. Но Слава Богу!, в правительстве России есть еще здравомыслящие люди, не чуждые демократических взглядов и желающие видеть художников на Арбате.


В Ялте и в Дубае

В конце 80-х в начале 90-х годов некоторые Арбатские художники любили порисовать на Набережной в Ялте, в разгар курортного сезона. Многие с умилением вспоминают это романтическое время, нарисовал портрет и можно пойти искупаться и позагарать, перекусить в летнем ресторанчике а потом снова за работу.

 

Также, как и на Арбате, портреты сухой кистью быстро завоевали свою популярность у отдыхающих, среди которых, также было много иностранцев. За рисующим мастером обычно собиралась толпа народа. Как только портретист заканчивал очередной свой портрет, тут же место позирующего занималось другим желающим запечатлиться. Таким образом в течении дня многие не разгибаясь рисовали в среднем по 10 - 12 портретов

 

6Игорь Казарин рисует в ДубаеПортрет с натуры сухой кистью в Дубае оказался совсем новинкой для всех окружающих, в отличие от Европы, в Арабских Эмиратах, в данном случае в Дубае о этой технике не знал не один из арабских мастеров, которые также как и мы приехали по приглашению на фестиваль. Увидев наши образцы портретов, они просто не верили, что это нарисованные работы.

 

Свои портреты они рисуют в основном карандашом и углем. Увидев, как мы работаем в этой технике, некоторые арабские рисовальщики очень заинтересовались ей, желая освоить как можно быстрее этот метод рисования портретов, тем более, что они заметили, что желающих нарисовать свой портрет сухой кистью в этой, до селе невиданной технике рисования, было намного больше, чем углем или карандашом. За время работы на фестивале у нас было много работы, эта великолепная техника очень понравилась, как Арабам, так и гостям Дубая.