Картина Кустодиева Портрет Шаляпина. 1921 г.

 

Еще со со студенческого возраста произведения Кустодиева частенько привлекали внимание современников не совсем обычным подходом художника к картинам. Он много работал но жизнь сложилась трагически: серьезные проблемы с позвоночником, а затем паралич ног.Великий мастер оказался в инвалидной коляске. Но это не сломило живописца, он умел наблюдать и обладал необычной зрительной памятью.

Не смотря на свое здоровье Кустодиев продолжает изображать Россию в разноцветье красок и нарядных узорах. Этот невероятные зимние пейзажи с разудалым праздничным гулянием и весельем русского народа, противопоставленные скучным будням.

Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г., и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника. Знаменитого певца России живописец любил и уважал еще с юности. Шаляпин с взаимностью называл его полотна "замечательными шедеврами".

Певец довольно часто навещал своего друга, а когда они вспоминали родную матушку-Волгу, Шаляпин начинал какую-нибудь протяжную русскую старинную песню, то Кустодиев подпевал ему - и они пели в унисон. Оба любили эту великую русскую реку, которая дарила им вдохновение.

Певец позировал в маленькой комнатушке, а художник, находясь в инвалидном кресле, работал, глядя вверх, не видя всей картины, а лишь ее отдельные части. Талант и мастерство помогли Кустодиеву создать этот шедевр, хотя он так и не увидел портрета целиком. Вскоре Шаляпин покинул Россию и взял картину с собой.

По словам сына Кустодиева, смешно было наблюдать, как "позировал" белый мопс в «черных очках» Ройка. На высокий шкаф усаживали кота, дабы отвлечь эту милую собачку взглядом вверх, и певец старался сделать так, чтобы пес не сводил с него глаз.

Портрет Шаляпина. ЭскизВ композиции картины с Шаляпиным Кустодиев создает свою любимую композицию. Он укрупнено изображает первый план, а где-то там внизу большое пространство. Холмы все еще занесены снегом, но народ уже празднует встречу долгожданной весны.

Группы людей, мчащиеся по улице провинциального городка сани, лотки, множество ярмарочных балаганов. А над ними величественно возвышается фигура Федора Шаляпина в шапке и шубе нараспашку. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли.

Внизу картины даже изображена афиша, возвещающая о таком большом событии для этого городка. Певец, прогуливается в этот праздничный день, он уверен, что эти люди также будут покорены его голосом и народными песнями.

Борис Михайлович со свойственным ему лукавством отмечает некоторую самовлюбленность уже седовласого певца, его желание щегольнуть. Дорогая шуба не застегнута, хотя на улице и легкий морозец. Зато все могут заметить, что не только воротник и богатая шапка сшиты из бобра, но и вся шуба на таком меху.

Придерживая полу своей шубы, певец отставил мизинец, выставляя напоказ великолепный перстень. Он обут в ботинки по последней моде из серой замши. Для зимней прогулки такая обувь явно не предназначена, поэтому певец опирается на трость из дорогого дерева.

На втором плане картины изображены дочери Шаляпина - Марина и Марфа и и его друг и секретарь И. Дворищин.

Великого русского певца изображали многие художники, но полотно Кустодиева, без сомнения занимает в этом списке первое место. Образ волжанина, который начинал свой путь на провинциальных ярмарках, выглядит на этом портрете словно олицетворение мощи и духа русского народа.

Отзывы о портрете Шаляпина, конечно быля самые, что ни на есть положительные, многие критики и современники выражали свое почтение мастеру, и все как один заявляли о этом произведении как о вершине творчества Кустодиева.

Свое восхищение выразил писатель и революционер Луначарский, Анатолий Васильевич, написав очередную статью по искусству. Он отметил, что картина прямо таки получилась сверх реалистичная, живая, сочные краски дополняют великолепное восприятие, сам характер Шаляпина передан в портрете довольно очень правдоподобно.

Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге.