Картина Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии». 1853 г.

 

Иван Константинович Айвазовский известен на весь мир как художник-маринист, море было его музой и любовью, художник мог рисовать его бесконечно. И действительно, морские просторы лучше Айвазовского не изображал никто. Художник сумел добиться такой реальности пейзажей, благодаря умелой цветопередаче, что любуясь на очередное его полотно, невольно чувствуешь себя участником картины.

Помимо самого известного полотна художника «Девятый вал» славятся и другие его работы с морскими пейзажами. Так картина «Лунная ночь. Купальня в Феодосии» совершенно противоположна по своему характеру «Девятому валу», каждый мазок, каждый штрих пропитан спокойствием, любовью и нежностью. И не зря, ведь именно крымский городок Феодосия является малой родиной художника, здесь он родился и периодически жил, поэтому в данной картине Иван Константинович совместил свою любовь и привязанность к морю с детскими чувствами к родным местам.

Купальня в Феодосии ФрагментЦентром сюжета картины является море в лунную ночь, только здесь оно совсем не бушующее и мятежное, а спокойное и уютное. Почти по центру полотна пробегает лунная дорожка, разделяющая холст на две половины, приковывающая взгляд с первых же секунд. Именно она и освещает нам остальные детали картины: корабли, пришвартованные недалеко от берега, небольшой мостик с купальней, и двух персонажей – девушек. Одна из них плывет к купальне, скорее всего она уже через минуту выйдет на берег и представит лунному взору свое нагое красивое мокрое тело. Другая же девушка абсолютно одетая, сидит внутри беседки, судя по ее позе, кажется, что она уже достаточно долго ждет свою подругу, сестру или госпожу. Если учитывать, что картина была написана в 1853 году, то все-таки вариант со служанкой и ее госпожой более похож на реальность.

После внимательного рассмотрения купальни, освещаемой изнутри ярким фонарным светом, и двух таинственных девушек, взгляд снова невольно переходит на море и лунную дорожку, пробегающую по нему. И неудивительно, ведь настоящим главным персонажем Айвазовского везде является именно оно. Каждый штрих водной глади прописан с такой реальностью, с такой четкостью, что кажется, будто слышен шум легкого бриза и ощущается солоноватый привкус морского воздуха.
Переливающиеся блики луны на морской глади, подобно лампе, освещают красоту окрестных пейзажей. Чего стоит одно только небо: из темноты и мглы лунный свет вырывает тяжелые рваные облака, будто бы нависающие прямо над водными просторами. Само море благодаря тому же свету приобрело зеленоватый загадочный оттенок, на горизонте сливаясь с кажущимися эфемерными облаками. Благодаря этому пейзаж кажется таинственным, нереальным и немного волшебным. Сочетание такого мрачного и тяжелого неба с тихим и уютным морем не случайно, художник хотел показать, что спокойствие водной глади обманчиво и призрачно, стихия может разойтись в считанные минуты и показать свой настоящий бушующий характер.

В правой стороне картины из темноты немного выглядывает набережная города и жилые дома, ни в одном из окошек не горят ломпады, скорее всего сейчас часа три ночи, все жители спят спокойным сном, но скоро город начнет просыпаться, а за ним проснется и безмятежное море. Художник смог с помощью масляных красок на холсте передать этот короткий момент безмятежности и спокойствия морской стихии, когда все вокруг будто бы замерло в ожидании чего-то важного. Скоро наступит утро и дымка таинственности исчезнет, придет новый день, но это уже будет совсем другое повествование…

Сегодня картина Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии» находится в Таганроге в городской картинной галерее, ее размер 94 на 143 см.