Портрет Сухой кистью

 
 
Уважаемые посетители! В этом разделе я вам представляю одну из самых интересных техник рисования Сухая Кисть, карандашом и маслом на акварельной бумаге. За прошедшие 15 лет здесь у меня сформировалась целая онлайн галерея работ. В основной массе это черно-белые портреты и частично в цвете. Для первого знакомства я вам советую для начала посмотреть мои короткие видео.
Основываясь на моем продолжительном опыте с натурными работами, на данный момент я чаще рисую портрет сухой кистью по фотографии на заказ и это
не спроста, и все благодаря распространению моих работ по интернету, в Фейсбуке, Девианарте, в Ютюб и другие. Бывают запросы по всей России и иногда из-за границы тоже. В среднем на черно-белый вариант у меня сейчас уходит 2-4 дня в зависимости от сложности, потому как я стал разделять на этапы по 2-4 часа, это дает более полную завершенность, без спешки можно провести коррекцию, видеть свежим взглядом, усилить объем и конечно сходство, это очень важные факторы, которыми я очень дорожу.

 

Мое знакомство с этим стилем началось с 1989 года, когда я осваивал себя в роли свободного уличного художника на известной многим улице Арбат в Москве, где начинал рисовать карандашом скетчи для всех желающих. Некоторое время погодя, я стал присматриваться к нескольким коллегам рисующих маслом на акварельной бумаге, растирали тончайшим слоем масляную краску по рисунку с пропорциями и они собирали целую толпу наблюдающих прохожих и желающих запечатлеться.

 

Мои наброски естественно нельзя было сравнить со зрелищностью и восприятием этого метода. Не вооруженным взглядом было заметно, как в большинстве своем люди реагируют именно на сухую кисть, просто не замечая все другие стили рисования. Чуть позже я и некоторые мои коллеги заинтересовались в освоении этого метода. Через некоторое время я уже почувствовал все прелести в моей работе и внимание к моему творчеству многих наблюдающих и желающих запечатлеться. За многие годы я исполнил огромное количество натурных портретов именно в этом стиле.

 

Почему же этот метод оказался более выигрышным для портретиста? Ну во первых, это более эффектный, зрелищный стиль и конечно скорость рисования. Например, человек копает лопатой траншею, а другой делает то же самое на экскаваторе, чувствуете разницу по времени, кто быстрее? Вот так и с этим методом, очень похоже. На Арбате люди не любят долго позировать, особенно дети, поэтому это было хорошим выбором.

 

Техника и методы рисования

Почему такое название — Сухая кисть? Потому как, на самом деле используется совсем мало краски, мизерный слой тонко распределенный и облегающий сами волосинки кисти.
Чтобы было понятно, о чём это я, на палитре выдавливаю из тюбика совсем немного краски, может быть 5 мм в кубе, потом растираю ее на палитре, скажем площадью 5 см на 15 см. Потом беру и рабочей кисточкой касаюсь этого слоя, как бы захватив совсем немного и растираю на черновой бумаге или на чистой палитре до некоторого состояния 3-6 секунд и наношу краску растиранием на сам лист акварельной бумаги. Более темные места, чуть более краски, средние и светлые тона совсем мало. Конечно все это надо чувствовать и практиковаться, дело это наживное.

 

Когда рисунок готов, его сразу можно вставить в рамку под стекло. Также можно транспортировать в рулоне в тубусе или между пары плотных картонок.

 

Если близко не приглядываться, можно сказать по внешнему виду присутствует некоторое сходство с карандашным рисунком.

Истоки и происхождение

Часто спрашивают, кто изобрел этот метод? О явном пионере и изобретателе
информации наверное не найти, известно что, приблизительно с середины прошлого века этим массово занимались советские художники и рисовали они не на бумаге, а на хлопчатобумажной ткани, так как, это из-за больших форматов не всегда было выгодно, особенно в условиях уличного использования. Натянутая на подрамник белая материя использовалась большими форматами, иногда в высоту до трех метров, как на улице, так и в просторных помещениях, клубах или в различных местах, где проводились партийные собрания.

 

плакаты различных политических деятелей
И рисовали тогдашние мастера в основном, кого бы вы думали?, догадались? Различных знаменитых деятелей компартии начиная конечно с самого В. И. Ленина и Сталина, Маркса и Энгельса и много других персон из политбюро. На демонстрациях люди важно несли эти плакаты, восхваляя тот строй в котором они жили. В эпоху Брежнева была такая редкая специальность и назвалась она Художник—Ретушер. Эти самые ретушеры в обязательном порядке исполняли образы многих политиков СССР в самом лучшем виде, проще сказать их делали просто красавцами, без каких либо изъянов.

 

Дело было серьезным и художники могли и поплатиться если, что не так, соответственно было сложно удовлетворить важных заказчиков из культурных отделов Ю. В. Андроповпартии, поэтому только талантливые мастера были всегда при деле.

 

Техника рисования была смешанная и последовательная, материалы акварельная и темперная краска, цветные карандаши, и конечно плюс наша техника. После цензуры и проверки образы политиков размножали через печатные издания и развешивались в разных элитных кабинетах, в залах и в помещениях партсобраний.

Наше время 21 век

6376
Самое большее распространение этой техники, это конечно в настоящее время, я имею ввиду ее масштабы, в сравнении с советскими временами, известность по всему миру.
В то-же время этот метод известен, как не традиционный, и ему нигде не обучают, несмотря на популярность и спрос, нет информации на книжных прилавках, поэтому получается, что в основном его используют свободные художники. Конечно сегодня можно обойтись и без книг, много полезного можно найти открыв браузер, посмотреть обзоры в Youtube, некоторые мастера предлагают видео уроки.

 

Как бы там не было, часть портретистов получивших корочку с художественным образованием, с сознанием дела и азартом практикуются в освоении этой методики, потому как это выгодно. Факт эффективности конечно был замечен и иностранными рисовальщиками, которые как известно вообще ничего не знали о подобном стиле, меня например, начиная с 2009 года просто засыпали вопросами, что и как и из чего и почему? Пришлось сделать раздел на английском языке с подробной информацией о материалах.

 

Меня часто спрашивают, легко ли освоить?
Я скажу так, не легко. Нужна длительная практика не менее 2-3 года и это для начала необходимо иметь страстное желание, азарт в работе и конечно оптимизм

 

и не верьте никому, кто обещает вам за две недели или три месяца и т. д. В любом случае если вас всегда завлекает тема к рисованию, есть страсть и азарт, вы обязательно этого добьетесь, в другом случае не тратьте время. Самая лучшая тренировка, это на поприще уличного художника, хотя бы по 2-3 наброска в день, уже не плохо.
Вопросы от начинающих
с натуры
Скажите почему, мои работы получаются грязными, неопрятными и далекие от реалистичности, по сравнению с вашими? Или я тут посмотрел ваши видосы и решил попробовать, но ни что не получается, грязь какая-то.

 

Да, на видео кажется я там прямо ас, все быстро, на самом деле видеоролик ускоренн во много раз, саму работу я исполняю от 3 до 6 часов. Причина первая, это отсутствия чувства к рисованию этим методом, здесь нужна практика. Причина вторая, это спешка, отсутствие терпения. Сразу скажу спешить не надо и надо вдумчиво следить за каждым вашим действием, продумывать каждый шаг, как в шахматах, рекомендую очень мало использовать краски, кисть должна быть почти сухая, многие про это забывают, само название об этом и говорит.

 

Также я рекомендую добавить 2-3 капли технического масла на палитре с краской и размешайте, это позволить легче растирать кисточку на основании бумаги, оттенок будет несколько более мягким и серым. Пробуйте рисовать только серыми оттенками и не чернить плотно. И конечно не забывайте растирать кисти на черновой бумаге.

 

Где вы покупаете черную Краску ТИОНДИГО и почему? К сожалению, произведенную в еще в Ленинграде, ее давно уже сняли с производства, наверное в 90-е годы, а у меня еще старый запас, 25 летней давности, хотя срок на тюбике пропечатали 3 года. Вот так, не только японские телевизоры работают по 25 лет))). Я не знаю причин, почему не производят больше. Но ее можно поискать в интернете у частников, но они ее если и продают, то дорого, несколько раз видел в интернете около 2-3 тыс. руб. за тубу и возможно эти продавцы писали мне на Email и предлагали. На Арбате никто из художников не покупает за такой прайс с трудом заработанные денежки, особенно в наше кризисное время и многие заменяют ее Сажей Газовой производства Санкт-Петербург, Она очень близка по качеству, только оттенок отличается, если у Тиондиго серо-голубой, чем собственно она и прославилась, тогда у Сажи, если не ошибаюсь, ближе к коричневато-зеленому. Никаких импортных я не пробовал, потому как, не было надобности. Если учитывать, что меня постоянно спрашивают, где купить Тиондиго, в том числе и очень много иностранцев, наверное сегодня у Питерского производства красок был бы хороший мировой бизнес)))

 

 

 

 

 

© I. Kazarin, 2006